Abstract
this article addresses a key issue in the development of educational materials: the lack of attention to the psychoemotional component, which affects how students perceive educational texts. This issue becomes particularly significant with the rise of personalized and independent learning approaches that use generative language models to create educational content. We analyze both traditional and innovative methods for developing educational texts and highlight the need for tone analysis techniques to shape their emotional impact. Implementing a system for analyzing the emotional tone of educational texts enables the adaptation of materials to specific conditions, improving their readability and helping students overcome psychoemotional barriers in learning.
References
Новожилов А. М. Проблема образования и квалификации как философская проблема информационного общества. Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2024;21:132–140. EDN: OBOOHI.
Швецова Н. А., Хорошева Е. И. Проблема ценностей и ценностного отношения к образованию в условиях информатизации общества. Евразийский гуманитарный журнал. 2021;1:101–111. EDN: TJADND.
Хивренко А. В., Соляников В. С. Дистанционное образование как форма современного образования. Инновационные научные исследования. 2021;11–1(13):118–126. DOI: 10.5281/zenodo.5732706.
Старикова А. В. Познавательные барьеры в обучении студентов. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2014;1:106–114. DOI: 10.51314/2073–2635-2014-1106–114.
Учурова С. А. Современный педагог: новый мир – новая педагогика – новые роли. Вопросы педагогики. 2022;3–2:242–246. EDN: CPTTIB.
Аванесов В. Применение педагогических измерений и новых образовательных технологий для модернизации образования. Педагогические измерения. 2015;1:3–28. EDN: TUFWCB.
Дорогавцева И. С. Советский учебник как объект ностальгии в современной российской культуре. Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2024;1(19):80–90. DOI: 10.21209/2658–7114-2024-19-1-80–90.
Вишнеков А. В., Ерохина Е. А., Иванова E. M., Трубочкина Н. К. Особенности учебного процесса подготовки it-специалистов в условиях возрастания возможностей генеративного искусственного интеллекта. Инженерное образование. 2023;34:123–135. DOI: 10.54835/18102883_2023_34_11.
Мороз Л. С. Методы определения надежности и валидности тестов для контроля знаний. Труды БГТУ. Физико-математические науки и информатика. 2010;6:176–179. EDN: TGUDXD.
Пастухова Е. В., Романова Ю. С., Афанасьева О. В. Анализ эффективности социальнообразовательных учреждений: методы и модели мониторинга успешности учащихся. Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2023;12:104–119. DOI: 10.24412/2304–120X-202311129.
Найденова Е. В., Морозова А. С. Взаимосвязь между адаптированностью и психическим состоянием в учебной деятельности у студентов 1 курса. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2023;4(6):99–108. DOI: 10.23947/2658–7165-2023-6-4-99–108.
Усынина К. М., Михайлова К. В. Особенности психоэмоционального состояния обучающегося в условиях дистанционного обучения. Инновационная наука. 2021;7:141–144. EDN: ZQGYHO.
Сизова В. В., Крижовецкая О. М. Педагогическая эмпатия как фактор успеваемости учащихся. Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2021;2(25):48–53. DOI: 10.46573/2409–1391-2021-2-48–53.
Пиотровская Л. А. Эмоциогенность текста: психологический и лингвистический аспекты. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2023;1(22):28–38. DOI: 10.15688/jvolsu2.2023.1.3.
Митина Г. В. Психология эмоций и мотивации. Уфа: БГПУ; 2020. 110 с.
Лукашевич Н. В. Автоматический анализ тональности текстов: проблемы и методы. Интеллектуальные системы. Теория и приложения. 2022;1(26):50–61. EDN: IIBYWS.
Майорова Е. В. О сентимент-анализе и перспективах его применения. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. 2020;4:78–86. EDN: TAGOBD.
Мусаев Р. Р., Гериханов З. А. Языковые модели в образовании. Современные тенденции развития информационных технологий в научных исследованиях и прикладных областях: сборник докладов IV Международной научно-практической конференции. Владикавказ. 2023:90–94. EDN: BDTIKT.
Сенько Ю. В., Мясникова О. В. Создание учебных текстов в процессе обучения. Мир науки, культуры, образования. 2016;4(59):71–73. EDN: WWHNVJ.
Карамзина А. Г., Сильнова С. В. Системный анализ и моделирование процесса разработки программ дополнительного профессионального образования. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Системный анализ и информационные технологии. 2021;2:94–108. DOI: 10.17308/sait.2021.2/3507.
Сысоев П. В. Этапы разработки учебных материалов для предметно-языкового интегрированного обучения. Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020;3:169–178. EDN: KVBRCL.
Матвеева Е. И. Этапы создания программ и учебников по литературному чтению (из опыта работы 2000-х годов). Проблемы современного образования. 2014;6:201–218. EDN: TFQCZH.
Пластинина Н. А., Григорьева Е. С. Создание базового образовательного контента для дистанционного обучения. Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021;1(53):48–55. DOI: 10.36906/2311–4444/20-4/07.
Одинокая М. А., Баринова Д. О., Андреева А. А. Принципы разработки учебных дидактических материалов нового типа при иноязычной подготовке магистрантов инженерного профиля. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020;3(9):197–200. DOI: 10.26140/anip-2020-09030044.
Ефимов В. Н., Ефимова Н. Ю., Лазурцева Е. А. Теоретические основания проектирования образовательного процесса, ориентированного на ФГОС, ГИА и ЕГЭ. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012;4:8–14. EDN: PBTILF.
Раковская О. Л. Пути улучшения качества образовательного процесса. Alma Mater (Вестник высшей школы). 2014;4:113–117. EDN: SARGML.
Паскова А. А. Возможности интеграции технологий генеративного искусственного интеллекта в процессы формирующего оценивания в высшем образовании. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024;2(16):98–109. DOI: 10.47370/2078–1024-2024-162-98–109.
Паскова А. А. Практические аспекты применения ChatGPT в высшем образовании. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023;3(15):67–74. DOI: 10.47370/2078–1024-2023-15-3-67–74.
Апаева С. Х., Каирбекова Б. Д., Цой В. И., Мельничук Ю. С. Инновационные инструменты как средства педагогического образования и деятельности. Вестник Инновационного Евразийского университета. 2024;1(93):24–30. DOI: 10.37788/2024-1/24–30.
Тихонов Д. В. Информационные технологии в цифровой экономике. М.: Финансовый университет; 2024. 144 с. ISBN: 978-5-6048031-7-2.